Как President Bongo он постоянно путешествует по свету с диджей-сэтами, выпускает синглы и ремиксы. Три года назад он выпустил сольный альбом «Serengeti» — захватывающее погружение в африканские ритмы. В этом году он анонсировал масштабный проект «Les Adventures de President Bongo 2018 — 2025», название которого отсылает к комиксам про Тинтина. В рамках него артист намеревается за семь лет выпустить 24 пластинки, на которых будет записываться с различными музыкантами в самых разных жанрах. Помимо этого, Стефан Стефенсен возглавляет лейбл Radio Bongo, в рамках которого не только издает музыку своих идейных соратников — артистов в поисках новых танцевальных звуков — но и выпускает фотографии, видео и прочее искусство.
Мы встретились с President Bongo накануне его первого диджей-сэта в Калининграде, который состоялся 19 мая в Skybar. Разговор пошел о коллаборациях, журналистике, стиминге, турах и возвращении хауса в мейнстрим. Разговоры о GusGus Стефенсен сводит к минимуму — гораздо больше в данный момент его занимает фотография.
— С момента выхода вашего сольного альбома «Serengeti» прошло три года. Я слышал про «Les Adventures de President Bongo 2018 — 2025», но я так понял, что это для вас это что-то вроде сайд-проекта. А второй ваш сольный альбом стоит ждать?
Он уже готов, выходит в августе. Он называется «Quadrantes» — это слово обозначает румбы — деления на компасе. «Serengeti» был про направления ветра, это итальянское слово обозначает их. А этот альбом будет про внешние деления на компасе. На нем будет четыре 15-минутных трека.
— То есть, это как бы продолжение «Serengeti»?
Не совсем. Единственная связь между этими альбомами — это то, что оба называются в честь каких-то элементов компаса.
— На вашем предыдущем альбоме очень важна была визуальная составляющая, вы это неоднократно подчеркивали. Дизайн, промо-фото, видеоклипы. На новом альбоме для вас это играет такую же роль? Нет ли желания, например, выпустить видео-альбом, как делали недавно Бейонсе или Жанель Монэ.
Я больше фотограф, чем режиссер. Мне нравятся фильмы, нравится писать к ним музыку. Но в глубине души я фотограф. Хочу запечатлевать моменты.
— Форма видеоклипа вам ближе кино?Мне нравится работать с клипами, если за ними стоит интересная идея, но я все равно предпочитаю снимать фото. Для меня создание клипов, на самом деле, не очень важно, хотя мне нравится работать с разными людьми и находить применение их идеям в общем проекте.
— Я заметил, что на веб-сайте вашего лейбла Radio Bongo вы постоянно постите различные рецензии на релизы своих артистов: скриншоты с интернет-ресурсов, вырезки из журналов. Для вас имеют значение рецензии? Многие считают, что с появлением стриминговых сервисов необходимость в них отпала. Теперь можно послушать любую музыку в пару кликов, люди находят новые песни в плейлистах и рекомендации журналистов их больше не интересуют. Вы с этим, я так полагаю, не согласны?
Честно говоря, не думал об этом с этой точки зрения. Я на самом деле не очень хорошо знаю, как управляться с веб-сайтом, и единственное, что приходит мне в голову — это просто постить. Может вы и правы, может мне стоит завести отдельную вкладку «Press», на которую можно будет зайти, если хочешь почитать отзывы в прессе. Но я не думаю, что рецензии умерли. Взять Spotify, например. Ты слушаешь в нем какую-то музыку, затем он по каким-то математическим алгоритмам начинает тебе советовать песни. Журнал — это такой же алгоритм. Ты читаешь какого-нибудь автора, мнению которого доверяешь, он советует, на что-то ссылается, ты это потом слушаешь. Если что, я никому никогда за рецензии не платил. Не было такого, что я послал кому-нибудь 500 евро для того, чтобы он хорошо отозвался о моей музыке.
— О таком я и не думал. Вы упоминули Spotify. Для вас как музыканта и владельца лейбла стриминговые сервисы на руку или наоборот они лишают вас заработка?
В них есть и хорошее, и плохое, как и во всем. Для меня это, скорее, оказалось не очень хорошо. Я делаю экспериментальную музыку, всегда стараюсь идти впереди своим путем, вместо того, чтобы следовать по проторенной дорожке. Понимаете, очень сложно вести глубокую беседу, когда вокруг болтает много посторонних людей. Если вы понимаете о чем я. Примерно так сейчас обстоят дела в музыке. Но если у тебя достаточно терпения, ты находишь хорошие штуки, находишь что-то интересное, что приносит тебе радость. Но для меня, например, стало супер-трудно находить новую музыку. Ее стало так много, она просто захлестывает. Поэтому я как бы огородился и сказал: я буду ставить старую музыку, когда диджею. И буду делать свою. Это мое решение. Это, наверное, сказалось на моих заработках, но положительно повлияло на мое внутреннее состояние.
— Еще говорят о том, что у слушателей нарушилась концентрация внимания. Вокруг столько всего, что зависнуть на чем-то одном подолгу просто невозможно.
Да, а единственное, о чем я могу думать — это о том, как бы записать еще больше длинных треков. (смеется)
— Что вы считаете своей лучшей работой за 20 лет, что вы провели в GusGus?
Думаю, что «Arabian Horse» был самым лучшим, что мы сделали. Он и с визуальной, и с музыкальной точки зрения удался — неудивительно, что к нему было приковано столько внимания.
— Я видел GusGus несколько раз живьем. Однажды это были 4 человека на сцене: два вокалиста и два музыканта за оборудованием. В другой раз GusGus выступали в качестве дуэта без вас. И если для большинства слушателей отсутствие вокалиста сразу же заметно, то отсутствие человека за синтезатором или пультом заметно не так. Вы можете объяснить, что вы привносили в концертную деятельность группы и чего она лишилась после вашего ухода?
Ну это вам решать. Я не знаю.
— Вы не видели концертные выступления GusGus после того, как ушли из группы?
Нет.
— Вам проще ездить в турне в составе группы или будучи сольным артистом?
И то, и другое сложно. И в то же время весел. Когда много людей, то сложно все координировать. Когда ты один, бывает также сложно переносить одиночество. Интересно выступать, когда на сцене, скажем, 12 человек. В этом чувствуется интерактив и много импровизации. В турне в поддержку «Serengeti» я выступал иногда в составе 8 человек на сцене. Иногда выступал в одиночку. Сольно выступать тоже интересно, ты один пытаешься что-то создать, все исходит только от тебя. Ты рассчитываешь на себя, будто бы становишься прогрессирующей развивающейся сущностью на сцене. В группе, когда с тобой на сцене музыканты, в том числе, и джазовые, они на тебя влияют, на то, что ты делаешь. И в то же время, они попадают под твое влияние. Происходит много прекрасного взаимодействия.
— Насколько мне известно, на своих диджей-сетах вы играете, в основном, хаус. Сейчас я регулярно слышу разговоры о том, что хаус вот-вот сделает большой камбэк и будет звучать отовсюду в мейнстримовой музыке.Да неужели? (смеется)— Вы как считаете, если это случится, это благотворно повлияет на жанр или же разрушит его прелесть?
Хорошая музыка — это хорошая музыка. Будь то прямая бочка или джаз или что-то еще. Возвращение хауса? Лично для меня он никуда и не уходил. Люди слишком много думают о жанрах. Да какое кому дело, серьезно? Слышишь что-то, что тебе нравится — встаешь и танцуешь. Как ты это не обзови, это музыка, ее цель — воздействовать на тебя. Физически, ментально — как угодно. Мне не важно, как она называется.
— Самый популярный жанр в России сейчас — это хаус-рэп, который звучит буквально отовсюду: на радио, на телевидении, в интернете — везде. Вам доводилось натыкаться на что-нибудь из этого?
Я не слушаю радио, не смотрю телевидение. (смеется) Так что с русскоязычным хаус-рэпом я не знаком.
— А если бы к вам обратился какой-нибудь артист и сказал: «Я ваш поклонник, мне очень нравится то, что вы делаете, можете спродюсировать мне трек в стиле хаус-рэп?». Вы бы что ответили?
Мне было бы интересно. Я люблю рэп, люблю хаус. Почему бы им не быть вместе? Рэп-хаус — популярная штука, его всегда делали на протяжении десятилетий. Для меня это не является чем-то новым.
Текст: Алексей Алеев
Фото: Бока Су