На каждом вашем сольном концерте зрители видят только новый материал, которого не было в эфире ТНТ. Чем необычна программа, с который вы приехали в этот раз?
На ТНТ она тоже появится в скором времени. А так, чем отличается… Наверное, чуть пожестче материал. Есть, конечно, шутки которые мы по телевизору не говорим, которые не входят в телеверсию. Плюс, много импровизации с залом.
Новый 2019 год означает новый сезон Comedy Battle. По первому выпуску, уже заметна ориентация на новые форматы, необычные подходы («Камеди мэджик» от парня фокусника, анимированные картины эпохи Возрождения). Вынужденная ли это необходимость в поиске чего-то незнакомого для зрителя?
Нет такого, что комики гуглят в интернете, что хотят видеть люди, и подстраиваются под это. Они просто придумывают номер, материал и выносят на суд зрителей, жюри. Думаю, это собственное желание комиков. Какой-то вынужденной акции нет.
Не кажется ли вам, что такие нестандартные выступления больше зрелищны, чем смешны?
Нууу, слушай, там есть и стандартные выступления, которые не смешны. Я не могу сказать, что Comedy Battle — площадка чисто для юмора. Это уже соревнования творческих людей с юмористическим уклоном. Люди идут экспериментировать и просто пытаются добавить шуток. У кого-то получается, у кого-то — нет.
Стендап, как и многие другие форматы, — не наше изобретение. Почему он так хорошо зашел в России?
Потому, что это очень простой жанр. Если брать юмористические проекты на телевидении, да и в целом стране, как КВН, Comedy Club, «Импровизация», «Однажды в России»… Это те, наверное, хиты которые сейчас существуют… Они все равно подразумевают какие-то правила игры. В КВНе должны участвовать команды, есть свои конкурсы. В «Однажды в России» есть декорации, костюмы, много пародий. А в стендапе вообще нет никаких правил. То есть тебе не надо в кого-то переодеваться, не нужны другие люди, декорации, костюмы. Ты просто выходишь и рассказываешь шутки. Это самый короткий путь до сознания человека, чтобы он посмеялся. Есть же такое выражение: красота в простоте. Это как коктейльное платье от Шанель, оно тоже невероятно простое.
Какая сейчас, на ваш взгляд, самая популярная тема для шуток в русском стендапе?
В целом, самая популярная тема в юморе — гендерные отношения. Даже не столько самая популярная, сколько самая легкая и при этом массовая. Кого-то политика может волновать, кого-то — нет. А отношения между мужчиной и женщиной всех волнуют, даже если это отношения между одним полом (смеется). При этом сегодня у общества появился запрос на политический юмор, социальный.
Я как раз хотела спросить. Возможно ли и стоит ли шутить сегодня про президента, феминисток и другие «острые» темы?
Конечно. В стендапе народ, над которым шутят, будет сопротивляться, потому что это неприятно. Но стендап же все-таки — самый короткий путь к народу. И, в целом, ты шутишь о жизни. Ты не выдумываешь какие-то ситуации, а шутишь о том, что есть. По сути, стендап — огромная комедия над людьми. И если сейчас набирает обороты феминизм, почему про него нельзя шутить?
Все почему-то думают, что комики пытаются кого-то обидеть, задеть — это вообще неправда.
Если прозвучала жесткая шутка, и никто не посмеялся — шутка плохая. Мало того, что она кого-то задела, так еще и никого не рассмешила. И это только усиливает эффект той обиды, которую она может произвести. А если шутка очень жесткая, но очень смешная, как можно обижаться? Я не понимаю. Ну было же смешно.
Значительной части юмора на ТНТ, в принципе, тоже характерна резкость, пошлость и даже грубость. Надоедали ли вам когда-нибудь темы, которые затрагиваете? Не хотелось ли их полностью поменять?
Не-не-не. Я не думаю, что их так много. Есть комики более жесткие.
Слушай, все зависит от комика. В этом-то и прелесть, что их очень много. Не надо смотреть всех. Не бывает, что тебе нравятся все. Нормально, что какой-то комик в тебя вообще не попадает по своей жесткости или по темам, которые он поднимает.
У нас же никто не обижается на певцов, чье творчество не нравится. Ты просто не слушаешь его, да? Грубо говоря, есть люди, которые обожают попсу, но при этом не переносят техно-музыку. Но они же не говорят типа: «Почему я не люблю вашу музыку. Какого фига в ней слов вообще нет, что за биты и так далее». Та же самая история с комиками: выбери того, кто тебе нравится, и кайфуй от него.
Звучит идеально. Но как же хейтеры? Они все равно существуют.
Это побочный эффект современной культуры. Сейчас, благодаря социальным сетям и, в первую очередь, комментариям, появилась хейт-культура. Ты имеешь быстрый доступ до того, чтобы написать свое мнение, которое никому неинтересно, кроме тебя самого. Мне кажется, такого раньше не было. Даже если и был хейт, ты держал его при себе. Не было мгновенного проявления этой эмоции. Чтобы донести до артиста свой гнев, приходилось писать письмо, идти на почту, его отправлять. Уже через 15 минут этот же человек, наверное, думал: «Чем я занимаюсь?». Идиотизм какой: «Я кому-то пишу, что не люблю его творчество. Зачем это надо?»
Мне очень нравится правило, которое было в немецкой армии: никогда нельзя писать жалобу в день инцидента, только на следующий день. Ты должен был переспать с этой проблемой. Думаю с комментариями точно так же: нельзя писать сразу. Ляг, поспи. Если проснешься, и ненависть все еще будет тебя переполнять, то, может быть, тогда ты имеешь право высказать недовольство.
Как тогда к ним относиться?
Надо просто терпеть. Всем артистам, политикам, людям, которые выкладывают какой-то контент в сеть, надо терпеть вот это проявление современного общества. Эту современную хейт-культуру, когда люди высказывают свое мнение по поводу и без.На нее точно нельзя реагировать, потому что люди могут говорить про творчество человека что угодно. Но артист не может каждый раз идти на поводу у публики. Не может все всем нравиться.Делай то, что считаешь нужным. Если в итоге появятся люди, которым это тоже по душе, ты победил; если нет, значит ты делал фигню.Прикинь, сколько художников существует, но известными становятся единицы. И те явно не слушали, что им говорят люди. Сейчас любой дурак может написать в Роскомнадзор. Никто не проверяет его на IQ и психическое состояние. Все почему-то решили, что от каждого человека можно принять жалобу. Правда? Я так не считаю.
Многие успешные и перспективные КВНщики подписывают контракты на работу с развлекательными телеканалами. Можно ли назвать КВН машиной по производству мощных сценаристов, актеров, креативных продюсеров? Вредит ли эта тенденция телепередаче?
Как посмотреть. В КВН очень много талантливых, творческих ребят. Сейчас выходцы из КВНа занимают главные должности на российском телевидении. «Семен Слепаков вообще написал, спродюсировал, снял крутейший сериал за последние 10-15 лет в России „Домашний Арест“. Навел шороху в телеиндустрии».Команда играет, играет, играет, но не может делать это вечно. У кого-то появляются амбиции. Он такой думает: «Я смешной, что-то могу и умею, я должен, наверное, на этом зарабатывать деньги». Странно если: «Нет, я по-прежнему буду стоять с пятью ребятами на сцене и все время есть Доширак». Так что я считаю, это вообще нормальная практика, когда люди растут и из КВНа куда-то уходят.Другой момент, что они это делают быстро, через год-два. Люди раньше по 7-10 лет играли в КВН и только потом куда-то уходили. Сейчас очень много проектов. Всем нужны авторы, креативные продюсеры, поэтому, конечно, перетягивают. Тут, наверное, КВН должен что-то этим людям предлагать взамен. Представь, если бы они всех этих людей в свое время заинтересовали и начали бы производить продукты, которые те делают сейчас. КВН стал бы вообще триллионерами.
Посоветуйте, что делать молодым артистам, когда кажется, что на все темы уже пошутили и писать больше не о чем. Откуда черпать вдохновение?
И то, и другое сложно. И в то же время весел. Когда много людей, то сложно все координировать. Когда ты один, бывает также сложно переносить одиночество. Интересно выступать, когда на сцене, скажем, 12 человек. В этом чувствуется интерактив и много импровизации. В турне в поддержку «Serengeti» я выступал иногда в составе 8 человек на сцене. Иногда выступал в одиночку. Сольно выступать тоже интересно, ты один пытаешься что-то создать, все исходит только от тебя. Ты рассчитываешь на себя, будто бы становишься прогрессирующей развивающейся сущностью на сцене. В группе, когда с тобой на сцене музыканты, в том числе, и джазовые, они на тебя влияют, на то, что ты делаешь. И в то же время, они попадают под твое влияние. Происходит много прекрасного взаимодействия.
Текст: Екатерина Горбунчикова
Фото: Бока Су