Ивана Охлобыстина знают как харизматичного актера. Думая о нем, можно сразу впоминаешь доктора Быкова в «Интернах». Но то, что Иван — бывший священник и отец шести детей, знают немногие. В рамках чемпионата Европы по регби, GEO.PRO встретились с официальным лицом соревнований и поговорили о том, почему он остался без зубов, что нужно снимать в России и как надо тусоваться.
Спорт
Вы всю жизнь занимались спортом: рукопашным боем, айкидо, каратэ, стендовой стрельбой, велоспортом, скандинавской ходьбой и, наконец, регби. Что труднее всего?
Они все по-своему трудны и прекрасны. Спорт — это отличный повод остаться наедине с самим собой и преодолеть то, что во внешнем мире преодолеть сложнее. В силу того, что ты окружен людьми и на тебя воздействуют. То есть, спорт — это прямая работа с подсознанием. А подсознание руководит нашим телом.
Можете ли вы привести ассоциации к каждому виду спорта, которым занимались?
В боевых единоборствах мне повыбивали все зубы. И я не против, потому
что они были плохие. А вот уже далеко лет за сорок, когда меня увидел
зритель, я был прекрасен — мне сделали ослепительную улыбку. Даже жена
стала мной любоваться. А до этого взглянуть было не на что.
Велосипеды, например, всю жизнь. Вот сколько помню себя, столько и
ездил. Мне мама не покупала велосипед, боялась, что меня переедет
машина. У нас есть этот семейный параноидальный пунктик. Поэтому,
бывало, брал у своих друзей велик и прогуливал школу, я и так троечник
был. Ехал от Тушино до Храма Василия Блаженного. Потом счастливый
возвращался назад.
Почему регби можно считать крутым видом спорта?
Это достойно, благородно и перспективно. Мир устает от коммерческих игр, а в регби коммерция представлена меньше всего. Больше тут решает внутренний посыл. Посмотрите, кто играет: прекрасные ребята. Кто студент, кто только-только закончил, кто молодой специалист. Они еще не успели продаться такому продажному миру (официант приносит эспрессо, Иван просит принести горячей воды)
Вы разбавляете кофе кипятком. Почему?
Потому что я дилетант. Я, как правило, пью обычный химозный из большой некрасивой банки кофе. Никогда кофе особо не пил. Стал это делать лет пять назад, чтоб просыпаться. А до этого пил чаи, боевые единоборства это предполагают. Вот что странно: чем жестче вид спорта, тем сентиментальнее и чувственнее участники. Вы представляете до какой степени упоительно поэтичны здоровые и мосластые мужики? После того как они друг друга калечат в восьмиугольнике, потом сидят и анализируют эту тонкую нотку жасмина в пуэре 83-го года. Это все так забавно.
Вы не раз говорили, какие жанры и темы недостаточно представлены в русской литературе. Заявляли, что нет ни одной страшной сказки, и написали ее. Рассуждали, что нет произведения, в котором показана любовь зрелая, между взрослыми людьми. Позже выпустили книгу «Улисс», как раз про это. Какого жанра в русском кинематографе нет сегодня?
Нам не хватает своего кино. Мы интроверты и больше всего интересуемся
нашим внутренним содержанием. Мы этим славились, нас по этой причине
копировали иностранцы. А позже тектонические, геополитические сдвиги нас
поменяли, и мы в сознание еще не пришли.
Сейчас всем руководят продюсеры, которые по большей части
некомпетентны. Они считают: если посмотрели Фрэнсиса Форда Коппола по
телевизору, то в состоянии давать рекомендации режиссерам и сценаристам.
У них есть деньги, поэтому 90% отечественного кинематографа вынуждено
ориентироваться на вкусовщину. А зрители недополучают то, что нужно. Нет
сейчас серьезных, замороченных фильмов как «Сталкер»; глобальных, как
«Повесть временных лет» или «Андрей Рублев»; забавных, как «Тридцать
три».
Все фильмы о персонаже. У нас сначала человек, потом событие. В
англо-саксонской, европейской культуре наоборот. Там все более
обезличенное. Это не плюс, не минус — просто менталитет. А наши
продюсеры считают, что если удачно скопируют, то достигнут успеха. Такое
проходит только в сериалах за счет формата и эффекта аквариумной рыбки,
когда сел и смотришь. А полнометражное кино — сконцентрированное. Оно
стало энергичнее, люди стали думать быстрее, что естественно
эволюционным порядкам. Люди приемлют больше событий, чем раньше. Так,
как делают европейцы, нам немного неестественно, и это чувствуется. Мы
не можем сделать своих, предположим, «Мстителей», потому что у нас
каждый человек, в принципе, персонаж книги Ницше. На нас прям лежит
ответственность за весь мир.
Можете тогда сформулировать национальную русскую идею?
Конечно, она всегда была. Это катехон. Второе
послание Апостола Павла к солунянам: «Ибо тайна беззакония уже в
действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды
удерживающий теперь». Удерживающий по-гречески значит катехон. Это некая
конгломерация народов. Вот в нашем случае: русские — это же не
национальность, это цивилизация, образ мышления. У нас больше 60 кровей
нерастворенных. Видимо, по этой причине мы чувствуем ответственность за
все окружающее.
У наиболее удачно развивающихся государств национальная идея как-то
естественным образом превращалась в идею мирового господства. Рим,
Франция, Австро-Венгерская империя, Шляхта. Самые яркие примеры:
Бонапарт и фюрер. Они как к нам приходили, мы очень быстро их смиряли и
завершали этот естественный цикл.
То есть, у всех народов есть своя национальная идея, она одна и та же —
это мировое господство. И только у нашего народа другая: не допустить
реализацию национальных идей всех остальных народов, дабы мир господень
был представлен во всем своем многообразии. Вот такое мы всемирное
западло (смеется).
Вы также говорили, что задача актера — это выполнение требований режиссера. А если актер креативит, вносит предложения по сценарию или играет роль в ином исполнении, под своим, а не режиссерским углом. Он тогда кто? Плохой актер?
Нет, это же все в соразмерности. Как сказал Гёте: «Бог в мелочах, а
дьявол в крайностях». Профессионализм актера в том, что он хорошо
понимает задачу режиссера. Как раб, полностью подчиняет свой
био-химо-психический резерв для ее выполнения.
Если же режиссер допускает изменения, которые не ломают его замысел,
то отлично. Так появились все великие актеры: Даль, Леонов, Янковский.
Когда актер вносит свою личностную нотку, это происходит потому, что его
взяли не просто так. А за внешность, внутреннюю харизму, все вместе.
Актеры ведь кто такие? Живые стереотипы. Например, красавцы наши,
молодые актеры. Я особо никого не помню по фамилиям, потому что они
похожи, как однояйцевые близнецы.
Из «Гоголь-центра», наверное?
Те вообще полуяйцевые (смеется). Но они прекрасные, красивые. Мне нравится, что стараются изо всех сил.
Другое
Иван Охлобыстин — актер, писатель, политик, священник. Ваша биография очень разнообразна. Вы постоянно меняли свои занятия. В школах еще с ранних классов от детей требуют, чтобы они определялись с выбором будущей профессии. Насколько это адекватно с современных реалиях?
Это безумие, потому что дети сейчас растут на другом уровне стресса,
нежели росли мы. Это нас время быстро сделало взрослыми. А они немного
инфантильны. Для них это нормально, что они женятся позже, детей родят
позже. Почему нет? Пусть наслаждаются.
А когда вырастят, что лучше все-таки: быть универсальным человеком или специалистом в одной сфере?
Ни то, ни другое не получится. Серединное что-то. У человека, по моим наблюдениям, есть четко выраженных три-четыре таланта. Каждый человек — харизматик, просто в себе это не развил. Надо дать возможность людям верить в себя. Кино в этом процессе тоже должно участвовать, как и спорт.
Зачастую ничего неохота делать. Вот лег бы и лежал. Мне, например, тоже больше всего на свете нравится спать. Но я понимаю, что так далеко не уедешь. В спорте ты каждый раз переламываешь себя. Выходишь с тренировки и понимаешь, что преодолел очередной шаг. И легче становится не только на следующей тренировке, но и на работе, в жизни. Спорт для многих спасение. Я надеюсь, что, в конце концов, к этой мысли придут все.
Могу предположить, что вы склонны к авантюрам и любите приключения. Скажите: как надо тусоваться?
По влюбленности обычно тусят с кальяном на левом тазобедренном суставе, лежат, пускают пузыри. Это прикольно, но не про нас. Мы с семьей боевые особи и созданы для другого. Мы вообще за все энергичное. Когда меня спрашивают: почему у вас много детей? Я отвечаю: мы люди пьющие (смеется).
Текст: Екатерина Горбунчикова
Фото: Бока Су